Фреска с ликом Богоматери, в экспозиции Византийского отдела музея-заповедника «Херсонес Таврический»
В период так называемого «Македонского ренессанса» византийское изобразительное искусство переживало эпоху своего наивысшего расцвета. Особое мастерство византийских художников проявилось во фресковых росписях, которые наносились естественными красителями по сырой штукатурке.
К сожалению, монументальная живопись херсонесских храмов безвозвратно утрачена или найдена в очень мелких фрагментах, тем бόльшую ценность представляет замечательный по своей выразительности крупный фрагмент полихромной фрески с изображением лика Богоматери в черном мафо́рии.
Фреска была обнаружена Карлом Казимировичем Косцюшко-Валюжиничем в 1889 году в южном районе Херсонеса в ходе раскопок апсиды храма № 16. Традиционно образ Богоматери располагали в алтарном пространстве церкви. Херсонесскую фреску исследователи относят к столичной константинопольской школе и датируют IX–X вв.
Источник: youtube-канал музея-заповедника Херсонес Таврический