Онлайн-выставка художницы Натан (Натальи Шевченко) «Русский исход 1920» представляет на своем сайте Ливадийский дворец в Ялте
Одной из первых картин, лежащих в основе этой коллекции, была работа художницы «Молитва священника», написанная после путешествия в Китай, где в Пекине проходила её выставка, посвященная Русскому балету.
Здесь, в Пекине, Натан прониклась историей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который покинул Россию в 1920 году. Изучение истории его жизни побудило её написать в 2017 году картину, где Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский бьет в набат при смиренно молится за свою паству.
Через два года Наталья, после Крымского форума «Нюрнбергский процесс», вернулась к теме «Русского исхода». В те трагические годы 1919-1920 около миллиона россиян покидали Родину навсегда. Они уходили в неизвестность от самых берегов Крыма, что и изобразила Натан на картине «От родных берегов».
Мотивом создания коллекции «Русский исход 1920» послужил интерес к жизни российского дворянства в эмиграции.
Коллекция начала складываться из воспоминаний, заложенных в школьные годы: Революция, Красные, Белые. Поэтому первые картины виделись мне плакатными, черно-красными. Погружаясь все глубже в эту тему, слушая Анастасию Ширинскую-Манштейн, читая дневники Тенишевой, романы Ильиной-Боратынской и Ивана Шмелева, представление художницы о Русском исходе становилось многообразнее. Осознание невероятной сложности и непостижимости мира повлияло на живописный стиль полотен художницы Натан.
Коллекция была продолжена серией сцен о безмятежной жизни дворянства. В них словно отражается свет, где все соединено в единое целое. Об этом в своих романах писала Ольга Ильина-Боратынская: «Я интенсивнее жила в сложном брожении светотеней, я с ними сливалась в одно, ощущала их ритм и чувствовала, как из него рождалась мысль и расцветала в слова… Когда вещи были неопределенны и туманны, я чувствовала себя более дома, более свободной, чем, когда они имели окоченевшие очертания…»
«Ольга Александровна Романова» – последняя картина в коллекции. Она написана в начале самоизоляции 2020 года. На написание этой работы повлияла книга «25 глав моей жизни».
Источник: сайт Ливадийского дворца