Фонтан слез расположен на территории Ханского дворца в Бахчисарае.

Автор фонтана доподлинно неизвестен. Согласно предположениям историков, его построил иранский мастер Омер. Он же и увековечил имя Диляры в своих росписях в ханской Зеленой мечети. Между тем, искусствоведы приписывают авторство фонтана Омеру только по его художественному «почерку». Подкрепляются эти догадки тем, что именно в то время этот иранский художник работал в ханском дворце.

История фонтана

Фонтан Слез был создан в 1764 г. по приказу хана Крым Гирея у мавзолея рано умершей наложницы Диляры, которая была его возлюбленной. Личность Диляры-Бикеч — «прекрасной девушки» — достоверно не выяснена и окутана поэтическими легендами. Ее считали христианкой — то ли грузинкой, то ли черкешенкой; существовала версия, согласно которой Диляра — искаженное имя гречанки Диноры Хионис, жившей в Салониках, откуда она поехала морем в Каффу (Феодосию) к дяде: буря прибила судно к Очакову и здешний паша отвез девушку к Крым-Гирею.

Фонтан слез в БахчисараеХан долго добивался ее любви, но девушка оставалась горда и непреклонна: далее, согласно легенде, одна из жен хана — Зарема — из ревности утопила ее в бассейне, за что была отравлена. Одну из легенд А.С. Пушкин услышал в семействе генерала Раевского, вместе с которым путешествовал по Кавказу и Крыму в 1820 г. и в это же время побывал в Бахчисарае.

Пушкин и Фонтан Слез

Легенда о Марии Потоцкой, похищенной в Польше и жившей в гареме под именем Диляры-Бикеч, ее смерть от руки ослепленной ревностью Заремы, фонтан, установленный в память о ней, вдохновили А.С. Пушкина. Если присмотреться к Бахчисарайскому «Фонтану слез», то непременно заметишь, что он словно создан, чтобы наводить на размышления о вечном. Тот, кто бывал в ханском дворце, непременно вспомнит ту тоскливую, холодную атмосферу, которая царит в этом месте. И неудивительно. Согласно преданию, «Фонтан слез» ранее служил украшением не внутреннего двора дворца, а гробницы любимой жены хана.

Фонтан слез в БахчисараеСвои впечатления от него Пушкин отразил в поэме «Бахчисарайский фонтан», написанной в 1824 году. В том же году, в период своей ссылки в село Михайловское А.С. Пушкин написал стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Едва ли будет преувеличением сказать, что творческое воображение поэта вдохнуло новую жизнь во дворец, представший не просто историческим памятником, но и обителью романтических образов и живых человеческих страстей. Фонтан же — «родник», «источник жизни» в традиционном пониманием — превратился в его сердцевину под пером поэта, возвеличившего другого мастера, которому в мраморе фонтана удалось гениально выразить извечную тему любви и смерти.

После выхода в свет «Бахчисарайского фонтана» центром внимания почти всех путешественников стал фонтан Слез. Пушкинская поэма стала, как бы путеводителем по дворцу. К приезду в Бахчисарай императрицы Екатерины II фонтан был перенесен от стены мавзолея в Фонтанный дворик, где и находится по сей день. Фонтанов здесь более десяти, и Фонтан Слез — далеко не самый шикарный. Но больше всего туристов именно у него. Бренд.

Философия Фонтана Слез

Фонтан создан под влиянием философии суфизма. В его орнаментах закодированная информация диалектического характера, — утверждает надпись на табличке возле фонтана. Проникнутые глубиной этих строк, сотрудники музея установили традицию — ежедневно класть в верхнюю чашу Бахчисарайского фонтана две свежие розы.

Фонтан слез в Бахчисарае

Фонтан слез в БахчисараеФонтан не уникален, в ханском дворце находится похожее сооружение в «Бассейном дворике», имеется подобный фонтан во дворце Топкапы в Стамбуле. Такие фонтаны типа сельсебиль (райский источник) сооружались на святых местах или на кладбищах.
Фонтан украшен двумя надписями.

Верхняя часть фонтана — выбито это стихотворение поэта Шейхия, прославляющее Кырым-Гирея. Ислам запрещал художнику-мусульманину изображать человека и все живое, кроме растений, поощряя его тем самым к широкому употреблению языка символов. На мраморной плите, украшенной растительным орнаментом, в нише, расположены чаши. В верхней части ниши вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо (в цифровой символике — пять обозначает человека).
Из трубки, скрытой в центре цветка, капля за каплей падают «слезы», в верхнюю среднюю чашу. Из нее вода попадает в боковые чаши, а затем в следующую среднюю. Этот мотив — раздвоение потока и его последующее соединение — повторяется трижды. У подножия памятника на плите Омер изобразил похожую на улитку спираль, символизирующую продолжение жизни.

В любом случае символика и конструкция Бахчисарайского фонтана свидетельствуют, что его автор пытался заложить в свое творение нечто гораздо большее, чем только мотивы смерти и скорби. Достаточно хотя бы раз услышать журчание фонтана в ханском дворце, чтобы в этом убедиться.