СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ХЕРСОНЕСЕ: СВЯТЫНЯ НА МЕСТЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
В самом сердце древнего Херсонеса, на территории уникального музея-заповедника в Севастополе, величественно возвышается Свято-Владимирский собор — один из важнейших православных храмов России. Это не просто архитектурный памятник, а поистине священное место для каждого православного христианина, ведь именно здесь, по историческим свидетельствам, произошло событие, изменившее ход русской истории — крещение князя Владимира в 988 году.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОБОРА
Предыстория строительства
История собора неразрывно связана с одним из ключевых событий в истории восточнославянских народов – крещением русского князя Владимира. Согласно летописям, именно здесь, в древнем Корсуне (так называли Херсонес в древнерусских источниках) в 988 году князь Владимир принял христианство. Это событие положило начало христианизации Киевской Руси и во многом определило дальнейший путь развития российской государственности и культуры.
Первым идею увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира высказал в 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом и портов вице-адмирал А. Грейг. По его указанию в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, в результате которых были обнаружены руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. Это открытие вдохновило архимандрита Иннокентия (Борисова) на идею возведения нового величественного собора в память о крещении князя Владимира.
В том же 1827 году был заложен первый камень в основание будущего храма. Однако строительство продвигалось медленно из-за различных трудностей, включая нехватку финансирования и сложности с доставкой строительных материалов. Кроме того, работы были прерваны Крымской войной (1853-1856 гг.), во время которой недостроенный собор использовался как склад боеприпасов.
Возрождение проекта и завершение строительства
После окончания Крымской войны интерес к строительству собора возродился с новой силой. В 1859 году император Александр II лично посетил Херсонес и дал указание о возобновлении работ. Проект был доработан архитектором Давидом Гриммом, который внес существенные изменения в первоначальный план.
Строительство собора продолжалось с 1861 по 1891 год. Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Но расписать и украсить новый храм до исторической даты не успели, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноап. князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Кстати, торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Верхний храм, посвященный святому равноапостольному князю Владимиру, был завершён позже.
Торжественное освящение всего собора архиепископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским) состоялось 17 октября 1891 года, ознаменовав завершение тридцатилетнего периода строительства. Архиепископ Никанор, потрясенный внешним величием соборного храма, его убранством, «а также и служением, совершаемым в нем истово и благоговейно», только и смог сказать, «подобно послам святого Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: “Стояще в храме сем, на небеси стояти мним”»
На церемонии освящения собора присутствовали император Александр III с семьей, что подчеркивало огромное значение этого события для всей Российской империи.
Архитектурные особенности собора
Свято-Владимирский собор представляет собой величественное сооружение в византийском стиле. Его архитектура органично сочетает в себе традиции древнерусского зодчества и элементы византийской культуры, что символизирует преемственность духовных традиций.
Собор имеет крестово-купольную конструкцию с пятью куполами, что является характерным для православных храмов. Центральный купол возвышается на 36 метров над землей, придавая всему сооружению величественный и торжественный вид. Фасады собора украшены арочными окнами, пилястрами и карнизами, что создает гармоничный архитектурный ансамбль.
Особого внимания заслуживает внутреннее убранство собора. Стены и своды храма украшены великолепными фресками и мозаиками, выполненными лучшими мастерами своего времени. Центральное место в интерьере занимает величественный иконостас, созданный по проекту академика М.И. Васильева.
Мозаичное убранство собора после реставрации 2022-2024 годов
В этом (2024) году была завершена масштабная реставрация собора, начавшаяся в 2022. Вот как выглядел Свято-Владимирский собор год назад, в сентябре 2023 года, когда мы посещали музей-заповедник «Херсонес Таврический»
На фасаде собора вернули вид камня конца XIX-начала XX в.в.
Одной из главных особенностей Свято-Владимирского собора после реставрации является его уникальное мозаичное убранство.
Мозаичные панно и иконы, украшающие стены и своды собора, поражают своей красотой и мастерством исполнения. Они изображают ключевые сцены из Священного Писания, а также важные моменты из истории христианства на Руси. Особое место занимает мозаичное изображение крещения князя Владимира, расположенное над главным входом в собор.
Использование мозаики в оформлении храма не только придает ему особую красоту, но и имеет глубокое символическое значение. Мозаика, состоящая из множества маленьких кусочков смальты, символизирует единство верующих, собранных вместе в лоне церкви.
Всего над мозаикой для собора работали около 200 художников-мозаичников в Москве, в мастерской мозаичного искусства И.Красовского. Проект мозаичного убранства всего храма создали засл. художник России М.Леонтьев и его супруга Д.Шабалина. О масштабе труда говорят следующие факты: общая площадь мозаичных картин и полотен собора составляет около 5,000 кв. метров, а всего использовано до 100 миллионов кусочков смальты. В куполе храма, нижнем ярусе, нимбах и орнаментах использовано сусальное золото..
Святыни и реликвии Свято-Владимирского собора
Свято-Владимирский собор хранит множество ценных реликвий и святынь. Главной святыней собора является чудотворная икона Божией Матери «Херсонесская», которая, по преданию, была привезена в Херсонес еще в первые века христианства. Эта икона особо почитается верующими и считается покровительницей Крыма.
В соборе также хранятся иконы и частицы мощей многих православных святых, в том числе святого равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и других. Эти святыни привлекают множество паломников со всего мира, делая собор важным центром православного паломничества.
Ковчег с мощами святого равноапостольного князи Владимира
Икона с частицами мощей св. благоверных князей Петра и Февронии Муромских
Икона святителя Луки исповедника Крымского
Икона Божией Матери Знамение
Икона Божией Матери Державная
Икона св. благоверных князей Петра и Февронии Муромских
Десница с частицей мощей св.мученицы Татьяны
Собор в годы испытаний
История Свято-Владимирского собора в XX веке отражает все перипетии, через которые прошла Россия в этот сложный период. После революции 1917 года собор, как и многие другие храмы по всей стране, подвергся разграблению. Многие ценности были утрачены, а сам храм был закрыт для богослужений.
Во время Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал от бомбардировок. Были разрушены купола, повреждены стены и внутреннее убранство. После войны здание использовалось не по назначению: в разные годы здесь размещались склад, музей и даже планетарий.
Вот так выглядел сбор в 1970-е годы прошлого века
А в 80-е годы прошлого века началось восстановление собора
Возрождение собора
Возрождение Свято-Владимирского собора началось в 1990-е годы, когда храм был возвращен Русской Православной Церкви (1994). Начались масштабные реставрационные работы, которые продолжались с перерывами на протяжении нескольких десятилетий. Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.
В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году началась реставрация Владимиского собора м уже 5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет.
В 2014-м году после возвращению Крыма и Севастополя «В родную гавань Россию в Херсонесе начала формироваться духовная традиция проводить богослужения на месте древних христианских храмов. Так, весной 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, служил Божественную литургию в базилике апостола Петра, называемой также «Уваровской». Именно в ней, по одной из исторических версий, принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир
В 2024 году завершилась грандиозная реставрация собора, в ходе которой были восстановлены не только архитектурные элементы, но и внутреннее убранство. Особое внимание было уделено воссозданию исторических мозаик и фресок. Примечательно, что все работы по созданию мозаик были выполнены российскими мастерами, что подчеркивает возрождение и развитие традиционных ремесел в стране.
Собор сегодня
Сегодня Свято-Владимирский собор вновь является действующим храмом и важным духовным центром Крыма. Здесь регулярно проводятся богослужения, которые собирают множество верующих. Собор также играет важную роль в культурной и общественной жизни региона, являясь местом проведения различных мероприятий, связанных с православной культурой и историей.
Собор открыт для посещения туристами, которые могут ознакомиться с его архитектурой и внутренним убранством. Для желающих проводятся экскурсии, во время которых рассказывается об истории храма и его значении для православной культуры.
Свято-Владимирский собор в Херсонесе – это не просто архитектурный памятник или религиозное сооружение
Это живое воплощение истории России, ее духовных традиций и культурного богатства. Пережив периоды расцвета и упадка, разрушения и возрождения, собор сегодня вновь сияет во всем своем великолепии, привлекая верующих, туристов и всех, кто интересуется историей и культурой России.
Восстановление и сохранение таких объектов, как Свято-Владимирский собор, имеет огромное значение для сохранения исторической памяти и культурной идентичности. Это не только дань уважения прошлому, но и инвестиция в будущее, ведь именно через такие материальные свидетельства истории новые поколения могут прикоснуться к своим корням, осознать свою связь с многовековой культурной традицией.
В заключение стоит отметить, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе – это не только национальное достояние России, но и объект мирового культурного наследия. Его история и архитектура представляют интерес для исследователей и любителей искусства со всего мира. Сохранение и популяризация таких объектов способствует развитию международного культурного диалога и взаимопонимания между народами.
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, созидавший драгоценное по священным воспоминаниям для Церкви и Российской державы монашество в Крыму, в тяжелейшие дни Севастопольской обороны 1854 года произнес слово, смысл и завет которого не меркнут ныне:
«Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы… говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира!.. Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира»