Крым онлайн: как граф М.С.Воронцов решал национальные, военные и межэтнические вопросы с местным населением Крыма

0
2102
Крым онлайн: как граф М.С.Воронцов решал национальные, военные и межэтнические вопросы с местным населением Крыма

Графу М.С.Воронцову на протяжении всей его государственной и военной деятельности приходилось постоянно решать проблемы межнациональных отношений.

Это во многом объяснялось политическими, экономическими и культурными особенностями исторического развития подведомственных ему территорий, будь то Новороссийский край, Бессарабская область или Кавказ. Татарское население на Крымском полуострове со времени вступления в подданство России управлялось российскими законодательными документами, изданными в разное время, часто противоречивыми, несогласованными между собой.

8 сентября 1823 г. Государственной канцелярией был составлен «Проект положения», который состоял из нескольких частей; первая была посвящена правам татарского населения в целом.

Татарское население признавалось лично свободным и приравнивалось к казенным поселянам, проект гарантировал им личную неприкосновенность, при этом наказание могло быть произведено только по судебному решению или приговору сельского общества. В вопросе о повинностях поселян Воронцов не разделял точки зрения проекта. При старых правилах помещик не мог согнать поселян с земли, но, если будут изданы новые проекты, утверждал М.С. Воронцов, он получит такую возможность и, «дабы по оному правительство не увидело вдруг толпы скитающихся без земли подданных своих и не подвергло их притеснениям жестоких людей», то необходимо разрешить, по крайней мере, двухгодичный срок для вступления предложенных правил и лишь затем разрешить татарам переселяться –объявив об этом за год татарам и земской полиции.
Таким образом, «…всякий поселянин, видящий себя принужденным переменить место жительства, будет иметь возможность заготовить новое жилище и, не теряя жатвы, засеянного им хлеба на старой земле, сделав новый засев близ своего дома».

Видео из Facebook-группы «Любимый Крым»

# Как граф М.С.Воронцов решал национальные, военные и межэтнические вопросы в отношении местного населения Крыма, с государственным подходом и уважением ## Артур Зубарев, экскурсовод Алупкинского музея-дворца (Воронцовского вдорца)Воронцову на протяжении всей его государственной и военной деятельности приходилось постоянно решать проблемы межнациональных отношений. Это во многом объяснялось политическими, экономическими и культурными особенностями исторического развития подведомственных ему территорий, будь то Новороссийский край, Бессарабская область или Кавказ. Татарское население на Крымском полуострове со времени вступления в подданство России управлялось российскими законодательными документами, изданными в разное время, часто противоречивыми, несогласованными между собой. 8 сентября 1823 г. Государственной канцелярией был составлен «Проект положения», который состоял из нескольких частей; первая была посвящена правам татарского населения в целом. Татарское население признавалось лично свободным и приравнивалось к казенным поселянам, проект гарантировал им личную неприкосновенность, при этом наказание могло быть произведено только по судебному решению или приговору сельского общества. В вопросе о повинностях поселян Воронцов не разделял точки зрения проекта. При старых правилах помещик не мог согнать поселян с земли, но, если будут изданы новые проекты, утверждал М.С. Воронцов, он получит такую возможность и, «дабы по оному правительство не увидело вдруг толпы скитающихся без земли подданных своих и не подвергло их притеснениям жестоких людей», то необходимо разрешить, по крайней мере, двухгодичный срок для вступления предложенных правил и лишь затем разрешить татарам переселяться –объявив об этом за год татарам и земской полиции. Таким образом, «…всякий поселянин, видящий себя принужденным переменить место жительства, будет иметь возможность заготовить новое жилище и, не теряя жатвы, засеянного им хлеба на старой земле, сделав новый засев близ своего дома». В его мемуарах за 1825 г. указано, что приобретение садов Алупки было первым примером продажи татарским населением части их владений, а именно –садов между деревней и морем. Своими советами М.С. Воронцову помог главный татарский муфтий Крыма, который имел влияние на людей. Не обошлось без посредничества хорошо ладившего с местным населением командира греческого сторожевого батальона Феодосии Ревелиоти. За возможность занять прибрежный район М.С. Воронцов пообещал татарскому населению построить мечеть, закладка которой состоялась сразу же после приобретения земли: строительство православного храма началось чуть позднее. Воронцов понимал, что поддержка религиозных деятелей была лучшей гарантией в деле налаживания дружественных отношений с представителями различных национальностей края, в котором при М.С. Воронцове «все церкви, христианские и нехристианские, свободно в нем существуют и находят в правительстве всегдашнее покровительство». Одним из главных принципов, которым руководствовался М.С. Воронцов в вопросе национальных взаимоотношений, была его уверенность, что он должен делать все от него зависящее, чтобы граждане края могли своим мирным трудом способствовать развитию региона. В отношении татарского населения генерал-губернатор считал необходимым поддерживать в крымских татарах расположение вести мирную жизнь и заниматься сельским хозяйством. Он был несогласен с мнением правительства о целесообразности привлечения татар к военной службе. Комитет министров предлагал обложить татарское население «рекрутской повинностью по примеру прочих казенных крестьян». Император Николай Павлович, разделяя эту точку зрения, решил в 1829 г. «спросить гр. Воронцова: не считает ли он лучшим формировать из них конные полки наподобие тех, кои существовали во время войны 1812 г. на казачьем основании». Воронцов ответил, что «формирование казачьих полков из крымских татар, не привыкших к европейской военной службе, а по давности нахождения в подданстве России гораздо более получивших навык к жизни мирной, сопряжено с весьма большими затруднениями и неудобствами». Издержки, связанные с формированием этих полков, окажутся настолько велики, что не будут покрыты исходящей из них пользой. Воронцов в очередной раз повторял, что лучше способствовать развитию сельского хозяйства среди татарского населения, чтобы «как можно более имел Крым людей для занятия хлебопашеством и скотоводством». Что касается распространения рекрутской повинности на татар, то Михаил Семенович Воронцов полагал, что те проявят покорность, но при этом опасался, что они не поймут цели, и может начаться процесс подрыва к властям доверия татарского населения, которым следует «оставить их домашний быт в беспечной простоте, нежели водворять в них воинственный дух». Как тонкий политик, Воронцов предлагал «косвенные» приемы: рекрутские наборы на татар называть формированием полков, а не рекрутским набором, составлять посемейные списки, расположить очередь набора в соответствии с большинством членов семейств, «что сблизит их (татар) к настоящему рекрутству».

Опубликовано Марицей Бобровой Вторник, 21 апреля 2020 г.

В его мемуарах за 1825 г. указано, что приобретение садов Алупки было первым примером продажи татарским населением части их владений, а именно – садов между деревней и морем. Своими советами М.С. Воронцову помог главный татарский муфтий Крыма, который имел влияние на людей. Не обошлось без посредничества хорошо ладившего с местным населением командира греческого сторожевого батальона Феодосии Ревелиоти. За возможность занять прибрежный район М.С. Воронцов пообещал татарскому населению построить мечеть, закладка которой состоялась сразу же после приобретения земли: строительство православного храма началось чуть позднее.
Воронцов понимал, что поддержка религиозных деятелей была лучшей гарантией в деле налаживания дружественных отношений с представителями различных национальностей края, в котором при М.С. Воронцове «все церкви, христианские и нехристианские, свободно в нем существуют и находят в правительстве всегдашнее покровительство».
Одним из главных принципов, которым руководствовался М.С. Воронцов в вопросе национальных взаимоотношений, была его уверенность, что он должен делать все от него зависящее, чтобы граждане края могли своим мирным трудом способствовать развитию региона. В отношении татарского населения генерал-губернатор считал необходимым поддерживать в крымских татарах расположение вести мирную жизнь и заниматься сельским хозяйством.
Он был несогласен с мнением правительства о целесообразности привлечения татар к военной службе. Комитет министров предлагал обложить татарское население «рекрутской повинностью по примеру прочих казенных крестьян». Император Николай Павлович, разделяя эту точку зрения, решил в 1829 г. «спросить гр. Воронцова: не считает ли он лучшим формировать из них конные полки наподобие тех, кои существовали во время войны 1812 г. на казачьем основании». Воронцов ответил, что «формирование казачьих полков из крымских татар, не привыкших к европейской военной службе, а по давности нахождения в подданстве России гораздо более получивших навык к жизни мирной, сопряжено с весьма большими затруднениями и неудобствами». Издержки, связанные с формированием этих полков, окажутся настолько велики, что не будут покрыты исходящей из них пользой.
Воронцов в очередной раз повторял, что лучше способствовать развитию сельского хозяйства среди татарского населения, чтобы «как можно более имел Крым людей для занятия хлебопашеством и скотоводством». Что касается распространения рекрутской повинности на татар, то Михаил Семенович Воронцов полагал, что те проявят покорность, но при этом опасался, что они не поймут цели, и может начаться процесс подрыва к властям доверия татарского населения, которым следует «оставить их домашний быт в беспечной простоте, нежели водворять в них воинственный дух».
Как тонкий политик, Воронцов предлагал «косвенные» приемы: рекрутские наборы на татар называть формированием полков, а не рекрутским набором, составлять посемейные списки, расположить очередь набора в соответствии с большинством членов семейств, «что сблизит их (татар) к настоящему рекрутству».
Источник: АРТУР ЗУБАРЕВ, ЭКСКУРСОВОД АЛУПКИНСКОГО МУЗЕЯ-ДВОРЦА (ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here