Массандровский дворец — самый элегантный и необычный дворец на южном побережье Крыма.
Дворец Массандра расположен в уединенном живописном месте, окруженный лесом и горами, а сам дворец с его причудливой архитектурой напоминает сказочный замок. Массандровский дворец — один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма, гармонично вписавшийся в окружающую его природу. Легкое изящное здание хорошо вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор. Дворец расположился в Верхней Массандре на высоте 200 метров над уровнем моря. От него открывается прекрасный вид на море и Ялтинскую бухту.
Содержание
История строительства Дворца Массандра
Дворец сооружать начали в 1881 году для князя Семена Воронцова по проекту талантливого зодчего Этьена Бушара, который задумал оригинальное здание в стиле французских замков времен Людовика XIII . За это дворец даже называли «маленьким Версалем». Для строительства была выбрана местность, изобилующая живописными скалами, гротами и источниками. Проект дворца, в основе которого лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения со средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами и затейливыми мансардами, был готов к 1880 году. Французский архитектор поселился в Массандре, и строительство шло довольно успешно.
К середине 1881 года дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался. Вскоре умер и сам заказчик С.М. Воронцов. Строительство дворца надолго остановилось, и жизнь здесь замерла до 1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство для императора Александра III.
В собственность царя перешло «здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня», с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Он поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру.
Массандровский дворец был задуман по последнему слову инженерной мысли — динамомашина и мощный котел снабжали царский дворец электроэнергией и теплом. С восточной стороны построена подпорная стена с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она выглядит как неотъемлемая часть дворцового комплекса. Даже высокая труба «кочегарки», стилизованная под минарет, гармонирует с пестрым узором изразцовой крыши и изящными линиями и вырезами стен здания. Руководил строительством дворца архитектор О.Е. Вегенер. В декор фасада вносятся многие изменения в стиле модерн.
Строительство идет быстрыми темпами, но внезапная смерть императора в 1894 году, отодвигает его окончание. Словно роковая печать довлела над этим дворцом, не позволяя завершить строительство. Дворец строился 20 лет, но даже в 1902 году строители сдали его не пригодным для жизни: не было внутренней отделки, мебели, освещения. Массандровскому имению не находилось применения.
В конце концов, решили сделать из него путевой дворец — император Николай II заинтересовался созданием в Массандре центра Крымского виноделия и собирался приезжать сюда для наблюдения за работами. К тому же дворец служил охотничьим домом Романовых.
Рядом с Массандровским дворцом был создан красивейший ландшафтный парк в английском стиле, вместе с которым они образуют оригинальный дворцово-парковый ансамбль. В парке устроены дивные аллеи, таинственные пещеры и гроты, разбиты великолепные цветники, высажено много экзотических деревьев.
Внутреннее убранство, следовательно, было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось. Царское семейство ни разу даже не оставалось здесь на ночлег — отдохнув несколько часов и посетив церковь, ехали в любимую Ливадию.
Дворец Массандра в СССР
Достроили дворец уже после 1921 года, устроив в нем санаторий для больных туберкулёзом. Окружающее пространство изменилось: Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох. На память о тех временах остались лишь несколько мраморных ступеней.
В советское время этот прекрасный архитектурный памятник был «закрытым объектом». В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин. Здесь регулярно бывали Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев. В завершенном своем виде творение архитектора Месмахера отличается от замысла Бушара, то есть от французского готического замка, и напоминает постройки в стиле Людовика ХVI.
Архитектор превратил аскетичный рыцарский замок в сказочный терем. Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша.
Стреловидное завершение «крепостных» башен, высокие каминные трубы придают строению устремленность ввысь, и поэтому дворец кажется легким и изящным.
Петербургский архитектор применил в отделке фасадов метлахскую и керамическую плитку, в интерьерах — майоликовые изразцы, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской. Мастерство и вкус позволили ему гармонично соединить элементы архитектуры и изобразительного искусства.
На первом этаже — столовая из резного дуба, билльярдная, буфетная и кухня вся в изразцах; во втором этаже — жилые комнаты.
Дворец предназначался Александром III для отдыха, и потому в нем нет приемных комнат. Комнаты все маленькие, с низкими потолками, всюду прекрасные камины из крымского мраморовидного известняка. Третий этаж, более светлый, отделан проще и предназначался для детей. Во дворце много балконов и террас, на которых установлены декоративные вазы и скульптуры, изображавшие греческих богов, сфинксов, химер, сатиров.
С 1 июня 1992 года дворец существует как музей
На 1-ом и 2-ом этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера 2-й половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея.
Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.