На 45-м километре нового Севастопольского шоссе расположен курортный поселок Мухалатка
Поселок известен прежде всего тем, что здесь находится правительственная дача (9 и 12 государственная дача). Поселок расположен в живописной местности, среди скал и морских просторов. Этимология названия Мухалатки — греческая. В IX–X веках тут существовала византийская крепость.
История Мухалатки
В 1842 году генерал-губернатор Новороссийского края Михаил Семенович Воронцов издал правила пользования землями во вверенных ему губерниях, по которым необработанные в течение ряда лет участки обкладывались штрафами и в конце концов передавались другим помещикам. Хочешь, не хочешь, а всеми силами добивайся экономически выгодного хозяйства.
В Мухалатке оно появилось не сразу, в начале 1840-х годов. Сюда приехал Иосиф Николаевич Шатилов (1824-1889), женатый на дочери владельца соседнего имения Лимнеиз Марии Вильгельмовне Олив.
Шатилов завел у себя обширные виноградные и плодовые плантации, устроил винные погреба, усадьбу украсил прекрасным английским парком, построил домовую церковь в честь своего небесного покровителя — Св. Иосифа Псалмопевца. Несмотря на молодость, Шатилов снискал себе репутацию отличного агронома и дельного хозяина, за что в 1850 году был избран Предводителем ялтинского уездного дворянства.
Вместе с ученым-ботаником Х.Х. Стевеном Иосиф Николаевич создал план лесозащитных полос и дач для южных предгорий Крыма в целях накопления водных ресурсов.
Только на одном крымском материале Шатиловым были написаны четыре научные работы по орнитологии, несколько серьезных трудов по зоологии, в том числе не утративший своего значения очерк о диких лошадях-торпанах, которых он сам и обнаружил на яйле выше Мухалатки. Кроме того, им была собрана уникальная, состоящая из 400 экземпляров, коллекция птиц Таврического полуострова, позднее переданная в дар Московскому университету.
Во время Крымской войны (1853-1856 г.г.) летом 1855 года французские мародеры трижды наносили визит ялтинскому предводителю дворянства. Имение было разграблено и разорено, — писал Н. И. Шатилов, — дом был сожжен, так что от него остались лишь одни стены, закопченные пожаром.
В огромных и прекрасных подвалах, в которых хранились большие запасы вина, союзниками были прострелены и пробиты донья у бочек, а вино выпущено на пол подвалов, которые потом нельзя было высушить в продолжение многих лет. Все, что не могли унести, то было ими или испорчено, или совсем уничтожено. Восстановить Мухалатку Шатиловым не пришлось.
Наступило время великих крестьянских реформ, большинство его не вынесло, и не вынесли его не одни только легкомысленные или кутящие помещики, но так же и более культурные и интеллигентные из них. Те же, в ком преобладали наклонности к наживе, наоборот, воспользовались этим временем, и даже разбогатели за счет своих собратьев.
В 1895 году Мухалатка попала в руки купцам Кокоревым
Глава семейства — Василий Александрович (1817-1889), говорят, нажил свое состояние на винных откупах во время Крымской кампании; как нажил, так и лишился, поддавшись игре на бирже. Сыну — Сергею Васильевичу (?-1930/2) удалось поправить дела выгодной женитьбой на Евдокии Викуловне Морозовой (1870-1943).
На ее имя и была приобретена бывшая усадьба Шатиловых, которая значительно увеличилась за счет прикупленных у соседей земель и на начало XX века составила 225 десятин.
При новых владельцах все откосы, осыпи и пустыри засадили большим количеством хвойных деревьев; вместо них образовались большие площади с густыми древесными насаждениями. Регулярная часть парка обрела планировку французских садов XVII века.
По проекту одного из лучших ландшафтных архитекторов Европы Эдуарда Андре возникли три открытые, последовательно спускающиеся к морю террасы, украшенные бассейнами, фонтанами, декоративными вазами и скульптурами. Между ними красовались розарии и хризантемариумы, насчитывавшие сотни видов этих цветочных растений. В бассейнах, по моде того времени, содержались золотые рыбки и изысканные сорта водяных лилий.
Не менее привлекательной выглядела пейзажная часть парка, где сохранялась старая шатиловская планировка и где росли мощные кипарисы, сосны, рощи лавров, магнолий и других экзотических деревьев. Она включала в себя два маленьких искусственных пруда, кипарисовые аллеи и рощи кедров. Над морем возвышалась колоннада в греческом стиле, которая соединяла два рукава длинной прибрежной аллеи.
Берег в этом месте считался особенно живописным из-за расположенных в скалах естественных гротов. Их очень любили рисовать попадавшие сюда художники. Пластические украшения для парка и дома, которых было великое множество, изготовлялись в мастерской ялтинского скульптора Самсона, а новомодные керамические цветочные вазы делал по своим оригинальным рисункам внук И. Айвазовского художник М. Латри.
Мухалатка славилась также своими оранжереями, где выращивались камелии, азалии, рододендроны, всевозможные виды пальм, культивировались ананасы, апельсины и другие экзотические фрукты и ягоды.
Настоящее чудо архитектуры — дворец Мухалатки
Архитектором-строителем его был всеми уважаемый в Ялте Оскар Эмильевич Вегенер, появившийся здесь с 1890-х годов в качестве помощника петербургского зодчего Максимилиана Месмахера при сооружении дворца Александра III в Массандре.
Среди его самостоятельных работ на Южном берегу Крыма есть ряд замечательных сооружений. Это сохранившееся в Ялте здание бывшей гостиницы Метрополь с чертами модерна, собственная дача архитектора в Массандре и, наконец, совершенно великолепная вилла в ренессансном духе, выстроенная для семьи Г. В. Нечаева в 1902 году на одном из господствующих холмов ялтинского амфитеатра.
В ноябре 1909 года строительства дворца в Мухалатке — завершено, на три года раньше, чем в Ливадии. Говорят, что император Николай II, увидев это сооружение, захотел иметь нечто подобное. Действительно, оба дворца внешне чем-то похожи. В обоих угадывается влияние архитектуры Флоренции XVI века. Такие же каскады лестниц, террас, лоджий и балконов, украшенных колоннадами, балюстрадами, лепными и скульптурными формами.
Конечно, трехэтажный дворец в Мухалатке имел объемы, несколько меньшие, чем в Ливадии, но не уступал последнему роскошью отделки и великолепием убранства.
Например, в плафон гостиной был вписан большой круглый картуш, в котором помещалось исполненное масляными красками панно Суд Париса. Вся мебель — два круглых дивана, стоящих посреди комнаты, кресла, стулья, табуреты и этажерки заказывали в петербургской мастерской Ф. Мельцера. В зале находилось более 30 всевозможных расписных фарфоровых и фаянсовых цветочных ваз и так называемых ламп-ваз, рядом возвышались на тумбах хрустальные канделябры.
Все это изделия лучших стекольных и керамических заводов Европы, России, Японии и Китая. С потолка свешивалась грандиозная разноцветная венецианская люстра.
По вечерам это играющее в огнях великолепие отражалось в двух больших зеркалах зала и хитро устроенных нишах, каждая из которых состояла из 20 зеркал разного преломления и создавала эффект калейдоскопа. Через огромные окна-двери, расположенные по обе стороны гостиной, свет от зажженных ламп распространялся далеко окрест, создавая впечатление красочной иллюминации.
Не меньше радовала глаз столовая. Там также имелись живописные плафоны, между которыми в потолок были вмонтированы восемь блюд дельфтского синего фаянса. Фаянсовые картины были включены и в створки дверей, стены украшали голландские и фламандские натюрморты выдающихся западноевропейских мастеров. В трех восточных комнатах хранились предметы восточного быта, вывезенные из Египта и с Дальнего Востока.
Достойно выглядела коллекция татарского народного искусства — множество головных уборов, тканей, вышитых полотенец, тканых ковров, шалей, курильниц.
Очень много было работ русских художников: полотна Г. Семирадского, В. Сверчкова, портреты Д. Доу, акварели К. Брюллова, А. Гауша, С. Судейкина.
Перечень художественных предметов дворца, далеко не полный и весьма не точный, был составлен в период национализации имения 16 января 1921 года.
Прошло два месяца с тех пор, как армия Врангеля покинула Крым.
Вакханалия грабежей и самоуправства прямо коснулась поместья в Мухалатке.
Острая нужда в продуктах питания вынудила использовать занятые цветниками площади — под огороды и посевы. Прекрасный розарий, на котором было разведено до 400 видов роз, был перекопан и засажен картофелем.
Худшее ждало впереди. В конце ноября 1921 года поместье стали делить между Управлением Южсовхоза и Политштабом РВСР. Параллельно разворачивалась работа Крымнаркомпроса и его музейного подразделения. Сюда следовали эмиссар за эмиссаром. В Мухалатке экспроприация проводилась в течение нескольких месяцев разными, конкурировавшими между собой представителями центральной и местной власти.
Все происходило на глазах больного С. В. Кокорева и в присутствии его двух маленьких внучек. Те не протестовали. Справедливости ради нужно сказать, что предпринимались попытки приостановить грабеж, но в ажиотаже передела мало кого заботила судьба чуждых пролетариату произведений искусства и предметов роскоши.
Шла большая, ударная, как тогда казалось, созидательная работа по превращению Крыма во всесоюзную здравницу. Мухалатка — тихо и без особой огласки — прочно закрепилась за высшим составом ЦК компартии и советского правительства.
Бывшее имение Кокоревых постепенно привели в порядок, правда, без излишней роскоши, но вполне добротно, сообразно вкусам новых хозяев — восстановили винные подвалы, ферму, обновили оранжереи и розарии. На все это понадобились умелые заботливые руки.
Прежний обслуживающий персонал имения (садовники, огородники, повара, горничные) почти в полном составе во главе с бывшим управляющим А. М. Францессоном перешел на работу в дом отдыха. То ли сохранялась инерция привычки, то ли чувствовалось бдительное око привычного ему начальника, но вышколенный прежде персонал продолжал со старанием оберегать вверенное ему имущество. Отдыхал тут только избранный круг лиц. Несколько раз приезжала Н. Крупская со своими неизменными спутницами — М. Ульяновой и Е. Стасовой. Бывали со своими семьями Н. Куйбышев и Н. Бухарин. С особым почетом принимали Георгия Димитрова.
В 1941 году при отступлении Красной Армии одно из красивейших сооружений Крыма было взорвано до основания, чтобы не досталось врагу.
Но уже в 50-х на месте дворца был возведен современный дом отдыха. Конечно, не столь изысканный, но тоже знатный. В подтверждение тому, в Мухалатке по сей день продолжают отдыхать политические лидеры.