Свято-Георгиевский монастырь — самый значительный и старейшим объект на мысе Фиолент
Глубоко в историю уходят сведения о рождении монастыря. В первом веке по Рождестве Христовом посетил места обитания первых христиан Херсонеса апостол Андрей Первозванный. Многим в то время был известен храм Дианы и то, что в пещерах на мысе Фиолент живут последователи христианской веры. Поэтому именно на мыс Фиолент в первую очередь ступила нога апостола Андрея.
Бывалые капитаны утверждают, что если выйти из Стамбула (Константинополя, столицы древней Византии) и плыть строго на полярную звезду – корабль придет строго на мыс Фиолент. Может быть и это обстоятельство, и то, что в Фиолентовских пещерах обитали первые христиане, обусловило место рождения Свято-Георгиевского монастыря. Официально принятая дата рождения Свято-Георгиевского монастыря — 891 год — связана с легендой о греческих мореплавателях, которых страшная буря застала у берегов мыса Фиолент.
Содержание
Легенды и мифы Свято-Георгиевского монастыря
Одна из легенд гласит, что команда небольшого торгового судна таврических греков во время плавания по Чёрному морю вблизи обрывистых берегов мыса Фиолент была застигнута небывалой для этих мест бурей. Страшный шторм обрушился на маленькое судёнышко мужественных греков. Свирепый шквалистый ветер порвал в клочья все паруса, поломал стройные мачты и сорвал надёжный руль. Тёмные и тяжёлые тучи спустились низко над бушующими волнами, закрыв весь горизонт. Гигантские разъярённые волны в неукротимой ярости обрушились на палубу и стали нести корабль на высокий невидимый скалистый берег.
Видя неизбежную гибель, команда судна бросилась на колени с верою и молитвой. Они подняли руки к небу и стали горячо молиться, обращаясь к Святому Великомученику Георгию Победоносцу: «О, Святой Георгий, наш покровитель, помоги нам, спаси нас от неминуемой гибели».
Услышав сердечные вопли погибающих, Святой Георгий явился перед молящимися, весь в сиянии, из кромешной темноты на небольшой скале в море у берега. Он, воздев руки к небесам, обратился к самому Богу, и его призыв был услышан — буря тотчас же стихла.
Избавленные от верной гибели, греки взобрались на эту скалу и там обрели икону Великомученика Святого Георгия. Они увидели невдалеке высокий скалистый берег и перебрались на него со скалы, взяв с собой икону.
В благодарность за своё счастливое спасение, они основали на берегу напротив скалы, где явился Святой Георгий, монастырь во славу Божию и во имя святого Георгия, при пещерном храме, существовавшем на сем месте, по преданию, уже с 1-го века по Рождеству Христову и установили там приобретённую икону. Наиболее набожные греки поселились здесь же навсегда, образовав братию. Устроившись жить, они не забывали о своём верном спасители, каждодневно молились Святому Георгию и неустанно трудились, возводя жилые постройки, хозяйственные помещения и ведя образцовое хозяйство…
История Свято-Георгиевского монастыря на Фиоленте
Первое письменное упоминание о монастыре встречается в 1575 году. Мартин Броневский, который был дважды посылаем к татарам польским королем Стефаном Баторием, в описании Татарии сообщает:
«На берегу моря греческий монастырь, там празднуют ежегодно торжество святого Георгия благочестивые греки – христиане, стекаясь многолюдным сборищем».
Следующее упоминание датируется 1637 годом. Митрополит Серафим просит у царя Михаила Федоровича пособия для монастыря, он жалуется:
«Пришли безбожные ногайцы и татары и осадили нас и обобрали до конца и просвещенные и священные сосуды, и церковные строения все поломаны, перебываем во многих бедах и скорбях, от безбожных».
Вскоре Георгиевский монастырь пришел в упадок.
XVI-XVII века – это время быстрого угасания христианской веры в Крыму. Многие исследователи отмечают, чтоименно в этот период в силу своего политического, экономического и религиозного бесправия, в результате повсеместного насаждения мусульманской веры, христиане стали осваивать образ жизни татар, их быт, обычаи и даже язык. Никакого образования христиан не было организовано. Небольшие группы мальчиков по обучению грамоте при действующих монастырях проблему не решали.
«Этот татарский гнет – пишет Ф. Хартахай — из благородных, гордых и патриотических греков, выработал совсем противоположных людей, склонных к лукавству, рабскому унижению, изменничеству, лицемерию и т.д.».
Монастырь пришел в упадок, но все же не был уничтожен. До присоединения Крыма к России монастырь посещался лишь немногими христианами, жившими в его окрестностях. Административно он находился в подчинении Константинопольского патриархата, наверное, поэтому его настоятель Игнатий Феондажский после присоединения Крыма к России вывез архив монастыря в Константинополь. Архив состоял из приходно-расходных книг и патриарших циркуляров.
К началу XVIII века в Крыму сохранились только четыре монастыря. В 1778 году оставшиеся монахи Георгиевской обители откликнулись на призыв архиепископа Игнатия и покинули Крым. При монастыре остался лишь старый монах-отшельник Каллиник, он присматривал за монастырскими постройками в отсутствии монахов. Иеромонах Каллиник прожил 118 лет и быть может именно он был похоронен на Скале Святого Явления.
После присоединения Крыма к России начинает строиться российский город Севастополь – главная база Черноморского флота. В 1806 году Святейший Синод обращается к императору с предложением сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Традиция присутствия на корабле священнослужителей появилась во время царствования Петра I , когда собственно и был создан военный флот. Вначале для службы на военных судах выбирались священники из числа белого духовенства. Но затем эта обязанность перешла к монахам, поскольку их не привязывали к берегу семейные заботы, наоборот, связанные обетом, они должны были покорно нести любое послушание. В промежутках между плаваниями иеромонахи жили в монастыре. Георгиевский монастырь стал называться флотским.
В начале сентября 1820 года Пушкин со своим другом Николаем Раевским посетил Георгиевский монастырь. Крымские воспоминания, мечта о Крыме останутся в душе поэта на всю жизнь.
«Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму»,— писал поэт в 1830 году Каролине Собаньской.
В честь этого события в 2011 года была установлена площадка-ротонда с памятным знаком Пушкину А.С.
Памятник-Ротонда в честь Пушкина А.С., фото и видео
Дважды монастырь посещал император Александр I: в 1818 и в 1825 годах.
20 октября 1825 года он прибыл в Крым, посетил крупные крымские города, в том числе и Балаклаву. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в Георгиевский монастырь.
10 сентября 1837 года монастырь посетили Николай I с императрицей Александрой Федоровной и наследником Великим князем Александром Николаевичем и Великою княжною Марией Николаевной.
Адмирал Лазарев и Георгиевский монастырь
Судьба адмирала М.П. Лазарева тоже вплетена в историю монастыря. Побывав в нем однажды, он пленился неповторимой красотой местности, покоем и тишиной обители. Адмиралу нравилось отдыхать на ее территории и для него построили небольшой двухэтажный дом. Сейчас от дома адмирала остались одни развалины. Недалеко от дома адмирала бьет источник Святого Георгия. Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря – Георгия Победоносца, верхом на коне поражающего копьем змея.
Останки дома адмирала Лазарева
Говоря о монастыре, нельзя обойти вниманием пережитый монастырем плен во время Крымской войны 1854-1855 годов. Это один из немногих в истории случаев пленения целого монастыря. Инокам было запрещено в течение года и 11 месяцев выходить за ограду монастыря, но службы не прекращались.
Георгиевский монастырь в начале XX века и в годы СССР
До первой мировой войны в монастыре наблюдалось некоторое укрепление экономического состояния, но с началом войны начался резкий упадок — братии в монастыре убавилось, монахи пошли на корабли воюющего флота. В 1926 году в монастыре оставалось 12 монахов, которые бедствовали, не имея никаких доходов — пришло время безбожников, церкви и монастыри уничтожались, прихожане прибывали в революционной эйфории новой жизни без Бога в душе.
В 1926 году по решению городских властей были закрыты две монастырские церкви, затем еще две. Монастырь был упразднен по постановлению Крымского ЦИК от 29 мая 1929 года. По просьбе религиозной общины почти до 1930 года Крестовоздвиженская церковь использовалась верующими. Остальные постройки монастыря были переданы Курортному управлению, а затем в них разместилась воинская часть. В братских корпусах и монастырских гостиницах сначала разместился санаторий Осоавиахима.
Храм Святого Георгия был разрушен землетрясением в 1927 году, после чего развалины храма бульдозером сбросили вниз на склон, а на его месте устроили танцплощадку, украсив ее скульптурой девушки с веслом.
С 1930 по 1933 год на территории монастыря находился лагерь для лиц, которые были неугодны советской власти – греков, болгар, татар. В 1936 году на Фиолент вернулся санаторий Осоавиахима на 400 мест. Чего только не пережила монастырская земля, на ее территории был даже организован птицесовхоз «Безбожник».
Свято-Георгиевский монастырь в годы Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны здесь был сначала советский, затем немецкий, потом снова советский госпитали. Советских солдат хоронили на террасе перед монастырем, а немцы своих солдат хоронили у въезда в монастырь, там, где сейчас находится конечная остановка городского маршрута 19 автобуса. В годы войны 1941-1945 годов постройки монастыря сильно пострадали, практически уничтожены были могилы в храме св. Георгия и на монастырском некрополе.
В июле 1942 года командующим крымской армией фашистов был генерал-полковник фон Манштейн. За разгром советских войск «в керченском сражении и захватом мощной Севастопольской крепости, славящейся своими естественными препятствиями и искусственными укреплениями» Гитлер присвоил ему чин генерал-фельдмаршала.
В этот год фашисты упивались своей победой над неприступной крепостью. Для Севастополя это были самые тяжелые и трагические дни. Город был разрушен до основания. Советские войска отступали, отступление велось к морю, в район мыса Херсонес и мыса Фиолент. По советским данным, по состоянию на 3 июля, в районе мыса Херсонес, а это всего в 5 км от мыса Фиолент, оставалось еще 79539 человек, которых так и не смогли эвакуировать. Сопротивление отступавшие войска оказывали до 12 июля.
В июле 1942 года остатки Приморской армии пытались укрыться в больших пещерах, расположенных в крутых берегах, напрасно ожидая своей эвакуации. Ветераны войны рассказывают, что в районе мыса Фиолент фашисты с обрыва сбрасывали горящие бочки с соляркой, чтобы выкурить наших моряков из укрытий. Буквально через год земля стала основательно гореть у фашистов под ногами в Крыму.
С 5 по 9 мая 1944 года длился штурм Севастополя советскими войсками. В дни ожесточенных боев за освобождение Севастополя здесь погибла не одна тысяча наших бойцов, но сохранилась только одна могила артиллериста Романова Александра Тимофеевича.
Монастырь после ВОВ
С 1953 года мыс Фиолент стал полигоном для испытания береговых крылатых ракет.
В 1960 году Фиолент посещал Н.С.Хрущев с руководителями стран социалистического лагеря.
14 сентября 1991 года, в год 1100-летия Свято-Георгиевского монастыря, на Скале Святого явления при помощи моряков Черноморского флота водружают семиметровый крест весом 1300 кг.
Прибрежные скалы и пляж Яшмовый
Прибрежные скалы на мысе Фиолент сложены разноцветными туфами, зеленоватыми кератофирами, темной селитовой брекчей, миллионы лет ветровая эрозия отрывая их небольшие частицы, сбрасывает в море. А море превращает их в разноцветную сказочную гальку.
На Яшмовом пляже, на пляже в балке Дианы находят множество халцедонов – полудрагоценные серо-голубые, иногда с зеленым оттенком камушки, белые агаты, оранжевые сердолики, красно-бурые и каштаново-коричневые сардеры, встречается здесь и малахит, уйма кварцевой гальки и, конечно же — знаменитая фиолентовская яшма.
Если разбить небольшой яшмовый камушек яшмы, можно обнаружить вкрапления золотисто-желтого цвета, напоминающие золото – это минерал сульфит – золотистый пирит. Может быть, из-за него родился слух о том, монахи в древности промышляли золотом на Фиоленте? В любое время года, когда бы вы ни попали на Яшмовый пляж, вдоль моря ходят люди, разглядывающие край волны, где отлакированные волной сверкают морские камушки, и люди теряют над собой всякий контроль, не отрываясь перебирают морскую гальку.
Лестница от Георгиевского монастыря к пляжу Яшмовый
Не всем легко удается преодолеть подъем по древней лестнице. Лестница к пляжу Яшмовый – это одна из самых ярких и доступных достопримечательностей мыса Фиолент. Крутая и извилистая, как волшебница дает внимательному человеку возможность любоваться нескончаемым числом удивительных пейзажей Фиолента. Спускаясь к пляжу, на каждом пролете лестницы встречаешь то каменную глыбу, похожую на голову огромного змея, то груду камней непонятным образом держащихся друг на друге и напоминающую великана с поднятыми руками. Романтики утверждают, что в этом месте обязательно должен быть зарыт клад, а великан его охраняет.
Видео — храм Святого Георгия монастыря
Лестница 800 ступенек от монастыря к Яшмовому пляжу, фото
Лестница к морю в течение всего времени суток привлекает внимание сказочным пейзажам – то предрассветным совсем размытым в морской дымке, то яркими полуденными, а то горящими на закате скальными декорациями, обрамляющими берег и бухту. У тех, кто не полюбит 800 ступенек, раздражение и недовольство поднимаются до такого уровня, что они никогда больше не возвращаются на лестницу и выбирают себе место отдыха с пологим песчаным берегом.
Но те, кому природой дан дар замечать и ценить прекрасное, открывать для себя удивительные прелести морских пейзажей, ценить возможность полной грудью вдыхать волшебный воздух Фиолента, тем открывается замечательное свойство, что, казалось бы, самые минусы Фиолента – становятся для них его плюсами. Палящее солнце, крутая лестница, а поющие цикады!
Спуск по лестнице от монастыря на Яшмовый пляж, видео
Храм Рождества Христова монастыря Святого Георгия
Несмотря на значительные утраты, фасад этой церкви, выполненный из инкерманского камня, и сейчас поражает красотой, изяществом и тщательностью отделки. Фасад нижнего яруса пещерного храма представляет собой глухую стену с входным проемом, обрамленным небольшим порталом в центре. Слева и справа на перекрытие первого яруса ведут пологие пандусы. Престол и кафедра вырублены в скале.
Второй ярус — в виде прижатой к скале небольшой часовни — состоит из трех сомкнутых полуциркульных арок, опирающихся на столбы. Центральная арка, увенчанная крестом, в свою очередь, заполнена легкой трехчастичной византийской аркадой. В мозаичном полу второго яруса имеются даты «891-1891». В ряде источников утверждалось, что восстановили и открыли его в дни празднования 1000-летия монастыря. На самом же деле к реставрационным работам приступили 29 февраля 1892 года и завершили лишь в 1893 году.
Проект иконостаса выполнил архитектор В.А. Фельдман. Иконостас был одноярусный деревянный, резной, покрытый позолотой, с одними створчатыми дверями. Царские врата — в виде полуциркульной арки, увенчаны крестом. Справа имелось изображение Христа Спасителя, слева — Святой Девы Марии.
Звонница Свято-Георгиевского монастыря
Нельзя не вспомнить и о радующих глаз весенних первоцветах. Голубые и желтые крокусы, горделиво-красные маки, цветут в мае на склонах у моря. Фантастичны «секреты» комплекса – морского воздуха и растительности мыса Фиолент, с его аэротерапевтическим и эмоциональным воздействием на человека. Ведь морской воздух не содержит в себе пыли, он пронизан ультрафиолетовыми лучами, насыщен солями и, особенно в шторм – целебными, частично ионизированными молекулами воды. Под влиянием морского воздуха у людей усиливается защитная реакция слизистых оболочек, ускоряется обмен веществ, увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови, активизируется работа органов дыхания и кровообращения. В результате этих, малоощутимых, изменений укрепляются мышечная и нервная системы, а у детей и подростков, кроме того, прочнее становятся кости, ускоряется рост.