Храм Трех всадников — небольшой храм в Крыму в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена.
Храм высечен в отделившейся от основного массива округлой каменной глыбе: в глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая), вокруг располагалось эскикерменское кладбище — некрополь. Храм имеет в плане форму трилистника; аспида полукруглая, в верхней части выделяется аркой, опирающейся на каменные столбики. В середине алтаря — вырубка для престола.
Содержание
Описание пещерного храма
Сохранилось скальное основание предалтарной преграды, на которой крепился деревянный иконостас. В полу вырублены две могилы — для взрослого и для ребенка. На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика. Гармоничная по цвету, динамичная по композиции фреска, выполненная, вероятно, в XIII веке одновременно с сооружением церкви, сильно пострадала не столько от времени, сколько от варварского отношения людей.
За прошедшие десятилетия воинствующего атеизма, доходившего нередко до абсурда, во фреску стреляли дробью, швыряли камни, сдирали со стен целые фрагменты росписи, а однажды даже плеснули специально принесенной черной краской. И все же уникальное творение с ликом проповедника истинной веры, бесстрастного рыцарственного заступника обреченной невинности, сакрального покровителя крестовых походов и святого патрона Англии до сих пор живо и, будем надеяться, сохранится еще многие, многие лета.
Под изображением полустертая греческая надпись:
«Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов»
О фреске храма Трех Всадников
Выдвинуто несколько интерпретаций изображенных на фреске святых воинов: Георгий Победоносец в окружении Феодора Стратилата и Феодора Тирона; Георгий Победоносец в сценах его жития; Георгий и местные воины, павшие в боях с врагами, и причисленные к лику святых мучеников за веру.
В Юго-Западном Крыму в XII–XIII вв. в условиях непрерывной борьбы с набегами кочевых народов вполне могло сложиться такое отношение к памяти павших за родину. Само устройство этого крохотного храма с двумя дверями и алтарем, занимающим почти половину пространства, подкрепляет эту мысль: паломники, входя в одну дверь, выходили в другую, во время службы в память погребенных.
Согласно интерпретации искусствоведа Е. С. Овчинниковой, на фреске, которая дала название храму, представлен св. Георгий в трех лицах: Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель (сюжетная сцена «Чудо со спасенным из плена пафлагонским отроком»). По ее мнению, фреска создана руками греческих мастеров и является самым ранним известным византийским изображением с двойным чудом св. Георгия — «чудом с драконом» и «чудом с отроком».