Свято-Успенский пещерный монастырь, местонахождение монастыря
В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает «ущелье Марии». Тропинка вьется по его дну среди деревьев и кустарников, по бокам поднимаются отвесные скалы. Глядя на ущелье с вершины, понимаешь, что в давние времена люди были мудрее нас и ценили красоту природы, старались жить в гармонии с ней, поэтому для своих домов, а уж тем более для монастырей они выбирали красивейшие места.
Содержание
Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму.
В пещерном Успенском монастыре главная монастырская святыня — это икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, списки икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.
История создания Успенского монастыря
Точно определить время его основания сегодня не берется никто. В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи — свои новые жилища.
Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров — христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI веком. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: если существовали христианские поселения, то верующим нужны были храмы для проведения богослужений.
Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.
Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место. Эту версию поддерживал известный ученый XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на древние рукописи, которые не дошли до наших дней.
Предания о том, почему Успенский монастырь появился на этом месте
В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли — икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте.
Тогда поняли люди, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере — ущелье Святой Марии.
Еще одно предание сообщает, что чудотворная икона Божией Матери, появившаяся на Успенской скале, была перенесена туда из монастыря в Сумеле близ Трапезунда (ныне территория Турции). Древний Сумельский скит был основан в 386 году монахами Варнавой и Софронием, которым указала путь от Афин до места пустынножительства икона Богородицы Одигитрии, что в переводе означает «Путеводительница». Эту древнейшую икону предание относит к временам апостольским и приписывает к 72 иконам Богоматери работы Евангелиста Луки.
Древний пещерный Успенский храм и Пресвятая Богородица
Древний пещерный храм и сам монастырь получили название Успенского в честь великого события — Успения Пресвятой Богородицы. После вознесения на небо Иисуса Христа Пресвятая Богородица оставалась на попечении святого Иоанна. Она постоянно пребывала в посте и молитве. Кончина Богородицы была такой же, как у всех смертных, чтобы и они не боялись проходить на небо теми же вратами смерти, которыми прошла Царица Небесная, разделяя участь всех рожденных на земле.
День Своей смерти Она узнала за три дня через архангела Гавриила, благовестника тайн Божиих. Перед смертью Она захотела проститься с учениками Сына Своего, которые находились в разных странах, проповедуя слово Божие, но по молитве Матери Божией апостолы чудесным образом собрались к Ее одру. Приготавливая себя к отшествию на Небо, Пресвятая Богородица повелела украсить дом, накурить кадильным фимиамом и зажечь свечи.
Сам Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых спустился к одру Богоматери и принял пречистую душу Ее в Свои руки. Тело Пречистой Девы апостолы погребли в Гефсиманской пещере. Апостол Фома не успел проститься с Божией Матерью, он прибыл в Иерусалим спустя три дня. Апостолы, желая его утешить, открыли гроб, но увидели там лишь погребальные пелены, Пресвятая Богородица была с телом вознесена на Небо.
Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 28 августа.
История Успенского храма в веках
Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства — Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита.
В XVI-XVII веках христианство в Крыму стало угасать, были даже случаи, когда христиане забывали свою веру, перенимая веру и обычаи мусульман. Даже священные книги христиан стали писать греческими буквами, но на татарском языке. Многие путешественники того времени говорят, что от татарского засилья греческие церкви разорены. Остались лишь четыре монастыря: святого Петра и святого Георгия в Кафе, Георгиевский и Успенский.
Случалось, что христианских священнослужителей преследовали. Поэтому у митрополита Игнатия (Гозадини) возникла мысль о переселении христиан в Россию. В 1771 году он обратился в Святейший Синод, а в 1772 году к самой императрице Екатерине II с предложением вывести христиан из Крыма.
Россия и Турция — давние враги, а Крымское ханство, вассал Османской Порты, приносило немало бед южным землям России и Украины. В татарских набегах разорялись деревни, тысячи людей становились рабами, лились реки крови, сады, поля и пашни гибли под копытами татарских коней. Не один раз русская армия воевала Крым, желая обезопасить свои границы и получить выход к Черному морю. В результате этих походов Россия ощутимо ослабила Турцию, захватив неприступные крепости Азов и Очаков, а также важную в стратегическом отношении территорию Молдавии, в боях исчезали тысячные армии турок.
Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Людей было так много, что они не могли поместиться в пещерной церкви и стояли на площадке перед монастырем.
Очевидец так описал это событие: «…бдение продолжалось и по захождении солнца и среди ночного мрака, освещенного только свечами богомольцев,.. оно напоминало собрание первобытных христиан, которые для совершения молитв собрались среди пустынь и ущелий».
На средства от пожертвований уже в 1850 году соорудили колокольню. Но дальнейшему обустройству помешала Крымская война 1853-1856 гг. В монастыре расположился госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя. Умерших воинов хоронили на монастырском кладбище.
Пока существовал монастырь, братия ухаживала за могилами русских воинов, сохраняя для нас их имена. Здесь похоронены генерал-майор П.В. Веймарн, генерал-адъютант П.А. Вревский и его супруга. Вревский был смертельно ранен в битве у Черной речки и умер в госпитале Успенского монастыря. Его жена купила участок земли рядом с могилой мужа и завещала похоронить себя именно здесь. Завещание было исполнено, ее тело перевезли в Крым и похоронили на кладбище Успенского монастыря.
В 1875 году на средства генерала Г.И. Перовского на кладбище была построена небольшая церковь во имя святого Георгия.
После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили. На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон и отреставрировали роспись — в центре образ Богоматери с Младенцем, по разные стороны от нее два ангела и семь херсонесских священномучеников. Фреска освещалась неугасимой лампадой, по бокам была украшена витыми колонками.
Иконы и устройство Успенского монастыря
В древнем Успенском храме находились главные ценности монастыря: икона Успения Богоматери в серебряной ризе, копия с иконы Богоматери «Панагии» тоже в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, копия иконы Богоматери Киево-Печерской в серебряной вызолоченной ризе, присланная из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом, икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божьих, присланная Корсунским Богородичным монастырем и Крест с изображением распятого Иисуса Христа. На обратной стороне Креста была сделана надпись: «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать три яруса.
В верхнем, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой.
Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на ее сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов.
В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Легкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и три кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери.
Жизнь монастыря в конце XIX и XX веке
Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства. Число монахов постепенно росло, в 1891 году общая численность братии составила 60 человек (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию), в 1915 году в монастыре насчитывалось 30 человек.
В 1878 году Е.Д. Беркова подарила скиту дом в Симферополе, где и было основано подворье монастыря с колокольней и церковью Введения Божией Матери, построенной в 1872 году.
После революции монастырь просуществовал еще несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На ее территории была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине. Монастырские ценности экспроприировали. Золотые дарохранительницы, напрестольные кресты, чаши, потиры, мирохранительницы, а также церковные книги не были вывезены в хранилище, их свалили в одной из комнат колонии. Из-за неправильного хранения многие вещи пришли в негодность, книгами стали растапливать печи.
В марте 1925 года верующие обратились с просьбой передать им книги и культовые вещи. Сохранившиеся предметы передали верующим, а пришедшие в негодность тайно вывезли и уничтожили. Часть старинных икон попала в Бахчисарайский музей. Несмотря на то, что официально монастырь был закрыт в 1921 году, верующие приходили сюда, чтобы помолиться в святом месте. Они обращались к властям с просьбой отдать им три оставшиеся церкви.
Комиссия райисполкома обследовала помещения храмов и сделала выводы: церковь Евангелиста Марка разрушена, деревянный пол полностью разобран, вырваны окна и двери, здание требовало срочного капитального ремонта; храм Успения Божией Матери и церковь святых Константина и Елены находились в удовлетворительном состоянии; кладбищенская часовня была захламлена и постепенно разрушалась.
Поскольку денег на ремонт и последующее содержание зданий у государства не было, управление по охране памятников решило передать три церкви верующим. Тем более, что религиозная община обязалась провести во всех зданиях капитальный ремонт. Однако против этого решения выступило управление Главнауки Наркомпроса РСФСР. Деятели от науки утверждали, что пещерные церкви Успенского монастыря являются историко-археологическими памятниками и поэтому их нельзя передавать верующим и организовывать в них службы.
В 1927 году группа верующих из Бахчисарая обратилась с повторным ходатайством об открытии церквей — и вновь отказ. Каждый год 28 августа, в день Успения Богородицы, верующие со всех районов Крыма приходили к монастырю, чтобы помолиться Пречистой Деве, попросить у Нее защиты и покровительства в нелегкой жизни. В 1927 году в этот день полторы тысячи христиан собрались у ворот древней обители, но они оказались закрыты. Паломники предприняли попытку сорвать замки, чтобы организовать богослужение внутри храмов. Однако наряды милиции задержали наиболее активных из них, остальных попросту разогнали. Это было последнее моление верующих в Успенском скиту. Из-за невежественного и безразличного отношения к историческим, и особенно церковным, святыням в первые годы новой власти погибли замечательные памятники: церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца.
Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилась колония, их разобрали на стройматериалы.
В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 гг., появились новые, с алыми звездами, — воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.
В послевоенные годы госпиталь перепрофилировали в психоневрологический диспансер. А сам монастырь оставался заброшенным. Его посещали туристы, люди, интересующиеся историей своего родного края. С внутренним волнением поднимались они по каменной лестнице в Успенский пещерный храм, выходили на балкон и с восхищением любовались красотой ущелья. По 84 ступеням поднимались на горное плато, где еще сохранились кое-где следы от былых виноградников, разбитых монахами. Пили воду из святого источника, бродили по братскому кладбищу. И особенное чувство не покидало людей; может, потому что ощущали на себе взгляд Богородицы, изображенной на скале, а может, потому что это место, разоренное и оскверненное, все равно оставалось святым.
Туристов привлекали акустические чудеса древнего монастыря.
На площадке перед пещерной церковью шумно от множества голосов, но стоит отойти по карнизу немного к северу, и шум стихает, а потом вовсе пропадает. Это пористый известняк, из которого сложена скала, поглощает звуки. Строители пещерных храмов, несомненно, знали об этом. Они расширили храм святых Константина и Елены, стены которого прекрасно отражали звук, и алтарь оказался в центре огромного резонатора. Звуки молитв и песнопений доходили до Чуфут-Кале, попадали там в большие пещеры в виде рупоров, отражались от них и вновь возвращались в монастырь. При этом внешние стены скал поглощали посторонние звуки. Поэтому у молящихся создавалось впечатление, что вместе с ними молятся и окрестные скалы.
Второе возрождение Свято-Успенского монастыря с 1993 года
Настоятелем обители стал иеромонах отец Силуан (Макей). Он приехал из Одесского монастыря, чтобы упорным трудом восстановить поруганную святыню. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал ее купол. Колокола на звонницу безвозмездно отлили на Днепродзержинском металлургическом комбинате.
Потянулись в монастырь паломники поклониться святому месту, помолиться у знаменитой иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». В XIII веке икона была подарена архиепископу Сербскому Савве и перенесена в Сербию. Когда на эту страну напали турки, монахи, спасая икону, привязали ее на спину ослу. После долгого путешествия осел привез икону к воротам афонского монастыря Хиландар. Монахи с благоговением сняли ее со спины животного и поместили с великими почестями в алтаре, но на утро ее нашли на епископской кафедре. Так Божья Матерь Троеручица стала Хиландарской Игуменьей.
С иконы «Троеручица» делали списки, на которых изображали Пресвятую Богородицу, а внизу — руку святого Иоанна Дамаскина. Икона, хранящаяся в Свято-Успенском монастыре, считается чудотворной.
Где находится и как добраться до Свято-Успенского монастыря
Храмовый Успенский комплекс находится в 2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере, проезд автобусом N 2 от ж/д вокзала г. Бахчисарая до ост. Староселье.